На родину М.И. Глинки - основоположника русской классической музыки

Новоспасское - деревня в Смоленской области, в Ельнинском районе, где в 1804 году родился основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка, здесь он провел свои детские годы. Ежегодно в начале июня съезжаются музыканты и артисты с разных концов нашей страны на Музыкальный фестиваль в честь дня рождения композитора М.И. Глинки.

На родину М.И. Глинки - основоположника русской классической музыки - фото - 1

Новоспасское - деревня в Смоленской области, в Ельнинском районе, где в 1804 году родился основоположник русской классической музыки Михаил Иванович Глинка, здесь он провел свои детские годы. Ежегодно в начале июня съезжаются музыканты и артисты с разных концов нашей страны на Музыкальный фестиваль в честь дня рождения композитора М.И. Глинки.

Маршрут: Смоленск - с. Новоспасское (Ельнинский р-н) - г. Смоленск

Протяженность маршрута: 250 км

Продолжительность экскурсии: 8 часов

Краткое описание: Великий композитор, родоначальник русской классической музыки, родился 1 июня 1804 года в семье смоленских помещиков И. Н. и Е. А. Глинок (бывших троюродными братом и сестрой) в селе Новоспасском, имении своих родителей, расположенном в 100 верстах от Смоленска и в 20 верстах от небольшого города Ельни. Едва ребенка отняли от матери, как его взяла на свое попечение властная бабушка (по отцу), гроза крепостных и своих близких. Отец его (капитан в отставке), неглупый и довольно образованный человек, женившийся на своей дальней родственнице, весь был погружен в устройство своего английского парка, прием и увеселение родных и соседей.
Начальное образование Глинка получил дома. Первой учительницей Глинки была приглашенная из Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламер. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия — игра на скрипке и фортепиано — начались довольно поздно (1815-1816) и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка — душа моя!».
В 1818г. Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте (в 1819г. переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где учился вместе с младшим братом Пушкина Львом, тогда же познакомился и с самим поэтом. Гувернером Глинки был В. Кюхельбекер, преподававший в пансионе русскую словесность. Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано (сначала у английского композитора Джона Филда, а после его отъезда в Москву — у его учеников Омана, Цейнера и Ш. Майра — довольно известного музыканта). Закончил пансион в 1822г. К этому году относится первый опыт Глинки в сочинении музыки. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство». С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка все больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах.
После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. В 1823г. он поехал лечиться на Кавказские минеральные воды, затем отправился в Новоспасское, где иногда «сам управлял оркестром дяди, играя на скрипке», тогда же начал сочинять оркестровую музыку. В 1824г. был зачислен на службу помощником секретаря Главного управления путей сообщения (ушел в отставку в июне 1828г.). Постепенно круг знакомств Глинки выходит за рамки светских отношений. Он знакомится с Жуковским, Грибоедовым, Мицкевичем, Дельвигом. В эти же годы он познакомился с Одоевским, ставшим впоследствии его другом.
Всевозможные светские развлечения, многочисленные художественные впечатления разного рода и даже состояние здоровья, все более ухудшавшееся к концу 1820-х годов (результат крайне неудачного лечения), — все это не могло помешать композиторской работе.
Основное место в его творчестве занимали романсы. Среди сочинений той поры «Бедный певец» на стихи В. А. Жуковского(1826), «Не пой, красавица, при мне» на стихи А. С. Пушкина (1828). Один из лучших романсов раннего периода — элегия на стихи Е. А. Баратынского «Не искушай меня без нужды» (1825). В 1829г. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.
Весной 1830г. Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. Приехав в Италию, Глинка поселился в Милане, который был в то время крупным центром музыкальной культуры. Оперный сезон 1830 — 1831 года был необычайно насыщенным. Как и в Петербурге, Глинка по-прежнему много работает над своими сочинениями. В них уже не остается ничего ученического — это мастерски выполненные композиции. Значительную часть произведений этого периода составляют пьесы на темы популярных опер. В Италии композитор познакомился с В. Беллини, Ф. Мендельсоном и Г. Берлиозом. Среди композиторских опытов тех лет (камерно-инструментальные сочинения, романсы) выделяется романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова.
Зиму и весну 1834г. Глинка провел в Берлине, посвятив себя серьезным занятиям теорией музыки и композицией под руководством известного ученого Зигфрида Дена. Тогда же у него зародилась мысль о создании национальной русской оперы.
Возвратившись в Россию, Глинка поселился в Петербурге. Посещая вечера у поэта Жуковского, он познакомился с Гоголем, П. А. Вяземским и др. Композитор увлекся идеей, поданной Жуковским, написать оперу на сюжет об Иване Сусанине, о ком он узнал еще в юности, прочитав «Думу» К. Ф. Рылеева.
В 1835г. Глинка женился на М. П. Ивановой. Вскоре после этого они отправились в Новоспасское. Счастье в личной жизни подхлестнуло его творческую активность, он принялся за оперу с еще большим рвением.
Премьера сочинения, названного по настоянию дирекции театров «Жизнь за царя», 27 января I836г. стала днем рождения русской героико-патриотической оперы. Спектакль прошел с большим успехом, на нем присутствовала царская семья, а в зале среди многих друзей Глинки был и Пушкин. Вскоре после премьеры Глинка был назначен руководителем Придворной певческой капеллы.
Брак Михаила Ивановича оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы. Переехав в Петербург, Глинка часто посещал дом братьев Платона и Нестора Кукольников, где собирался кружок, состоявший большей частью из людей искусства. Там бывали И. К. Айвазовский и К. П. Брюллов, оставивший много замечательных карикатур на членов кружка, в том числе и на Глинку. Впоследствии он переселился в дом братьев из-за невыносимой домашней атмосферы. Еще в 1837г. Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы».
В 1838г. Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения: «Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября 1842 года, ровно — день в день — через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». С бескомпромиссной поддержкой Глинки, как и шесть лет назад, выступил Одоевский, выразивший свое безусловное преклонение перед гением композитора. На одном из представлений «Руслана» побывал Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке, в целом.
Однако, новая опера Глинки, в сравнении с «Иваном Сусаниным», вызвала более сильную критику. Самым яростным противником Глинки выступил в печати Ф. Булгарин, в то время все еще весьма влиятельный журналист. Композитор тяжело это переживает. В середине 1844 года он предпринимает новое длительное заграничное путешествие — на этот раз во Францию и Испанию. Вскоре яркие и разнообразные впечатления возвращают Глинке высокий жизненный тонус. Пробыв несколько дней в Берлине, он остановился в Париже, где встретился с Берлиозом, который включил в свою концертную программу несколько сочинений Глинки. Выпавший на их долю успех натолкнул композитора на мысль дать в Париже благотворительный концерт из собственных произведений, что и было осуществлено 10 апреля 1845г. В мае 1845г. Глинка отправился в Испанию, где пробыл до середины 1847г. Испанские впечатления легли в основу двух блестящих оркестровых пьес: «Арагонская хота». Окончив работу над «Арагонской хотой», Глинка не торопится приняться за следующее сочинение, а целиком посвящает себя дальнейшему углубленному изучению народной испанской музыки. В 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра на испанскую тему — «Ночь в Мадриде».
Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Оставаясь на чужбине, Глинка не может не обращаться мыслью к далекой отчизне. Он пишет «Камаринскую». В «Камаринской» Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы ее дальнейшего развития. Все здесь глубоко национально, самобытно. Он умело создает необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.
В 1855г. в Петербурге произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки»), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой. В 1852г. композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856г. жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 года и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года его прах был перевезен в Петербург и погребен на кладбище Александро-Невской лавры.
Значение Михаила Ивановича Глинки. «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты, оба — родоначальники нового русского художественного творчества... оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке», — так писал известный критик В. В. Стасов.
В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим учителем, а для многих толчком к выбору музыкальной карьеры стало знакомство с сочинениями великого мастера, глубоко нравственное содержание которых сочетается с совершенной формой.

Главная | Карта сайта | Обратная связь

Адрес: Смоленск, ул. Нормандия-Неман, д. 9
E-mail: lazursm@mail.ru

Телефоны: +7 (4812) 350-666, 65-65-86

 

Яндекс.Метрика